В этом отношении много неоправданных пропусков

Для таких надежд были все основания: в авторский коллектив входит большая группа научных работников, в их числе ряд талантливых и квалифицированных киноведов; коллектив мог опереться не только на многочисленные опубликованные в шестидесятых годах материалы и исследования, но и на созданные за последнее десятилетие в союзных республиках киноведческие ячейки.

И в сравнении с опубликованными ранее историческими работами вышедший недавно первый том «Истории советского кино» имеет ряд достижений.

Интересуют картинки с днем рождения? Тогда вот вам картинки с днем рождения в сети. Загляните.

Большим достоинством является включение в него обширных материалов по истории кинематографий союзных республик — им уделена почти треть тома. Это важный шаг к созданию подлинно научной истории киноискусства народов СССР.

Второй положительный момент — расширение круга объектов исследования: включение ряда новых фактов, имен, фильмов. Хотя в этом отношении авторский коллектив остановился на полпути: здесь все еще много неоправданных пропусков, упущений, недоработок.

Третье достоинство — более развернутый, а местами и более глубокий анализ творчества крупнейших мастеров и их произведений. И хотя в конкретных оценках сохранилось немало дискуссионного, противоречивого, неточного — том свидетельствует о поступательном движении киноведческой мысли.

Вместе с тем в некоторых своих частях работа разочаровывает.

Прежде всего не получилось ожидавшейся общей истории кино, истории кинематографа в целом, не раскрыт процесс становления и развития во всей его многосложности.

Возьмем для примера такое решающее слагаемое процесса, как политика партии в области кино — ее руководящую политическую, идеологическую, организационную роль в успехах советского киноискусства — в формировании и воспитании творческих кадров, в создании материальной базы, в руководстве производством фильмов и продвижении их в народ.

В томе приведены общеизвестные высказывания В. И. Ленина, цитаты из решений XII и XIII съездов партии, лаконичные ссылки на некоторые другие партийные материалы о кино.

И уж совсем непонятна отписка, к которой свелось упоминание о таком этапном для истории советского кино событии, как Всесоюзное партийное совещание по кинематографии 1928 года.

По утверждению авторов тома, роль совещания ограничилась определением «первоочередных задач сельской кино работы, развития кинофикации и кинопроката» да выдвижением «актуальных проблем создания детских и научно-учебных фильмов». (Вторичное — декларативное — упоминание о совещании в заключении тома не спасает дела.)

Между тем этот авторитетнейший форум не только глубоко и всесторонне обобщил десятилетний опыт строительства социалистического киноискусства в целом, но и наметил тщательно обоснованную конкретную программу действий на будущее в ее классово-политическом, экономическом, идеологическом, а отчасти и художественно-эстетическом аспектах. Совещание оказало исключительное влияние на дальнейший ход развития нашего кинематографа, а его решения во многих своих частях и по сей день не утеряли своей актуальности. Так что преуменьшение роли этого крупнейшего события ничем не оправдано…

Размещено в Блог, Гогет.